Материал в тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя группы.

Тема «Домашние животные».

 

Направления работы

Задания логопеда

Примечание

Артикуляционная моторика, развитие дыхания

Выполняется ежедневно со всеми детьми

 Упражнения для мышц шеи «Кошка умывается», Бодливый козлик. Упрямый ослик», для губ и щёк, для языка, мимические упражнения. Развитие физиологического дыхания и голоса (звукоподражание) Психогимнастика. Речевая зарядка. «Ёжик и бычок»  (См. приложение).                                          

 

Мелкая моторика

Общая моторика

Пальчиковая гимнастика «Пять поросят пошли гулять» (см. приложение).

Игра «КОШКА». Развитие подражательности, творческого воображения. (см. приложение).

 

Лексико-грамматические категории

 «У КОГО КТО?» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных). Ребёнок называет детёнышей домашних животных по образцу: у коровы – телёнок – телёночек – телятки, у козы -…

«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ». (игра с мячом)

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Употребление сущ.ед. и мн.ч. в предложном падеже; образование относительных прилагательных.

 

Зрительное и слуховое внимание.

Зрительное внимание. «У КОГО ПРОПАЛ ДЕТЁНЫШ?». На доске выставлены картинки с изображением животных и их детёнышей по парам. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детёныш «потерялся».

Упражнение «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?». (см. приложение)

Слуховое внимание. Упражнение «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ?». (дикие – домашние животные);

 

 

Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 

Слоговая структура

Упражнение «РАССТАВЬ ПО СТОЙЛАМ». Совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.

Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [в], [ф] в словах.

 

 

Развитие связной речи

Чтение худ. произведений К. Ушинский «Слепая лошадь», «Козёл», Л.Черский «Кот-озорник» (из книги «Задушевное слово»), И. Поневежин «Наша Тоби» (из книги «Задушевное слово»).

« КТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?». Ребёнок отбирает картинки с изображением одного и того же животного и составляет по ним предложения. (Это кошка. Кошка лакает молоко. Кошка ловит мышей и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1. Развитие мелкой моторики

Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.

Пять поросят гуляли на просторе, (Быстро двигать пальчиками по столу.)

Пять поросят пошли купаться к морю. (Медленно переставлять пальчики по столу.)

Один из них устал. (Загнуть большой пальчик.)

 

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,  

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть указательный пальчик.)

—  Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе,       

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

— Пойду домой,— сказал. (Загнуть средний пальчик.)

И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть безымянный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал. (Загнуть мизинчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Ноль поросят гуляют на просторе.

 

2. Мимические упражнения

Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.

Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к живот­ным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.

Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выг­нали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.           В. Заходер

3.  Упражнения для мышц шеи

Кошка умывается. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.

Бодливый козлик. Упрямый ослик. Круговые движения головой.

4.  Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание. Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движе­ние нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».

5.   Упражнения для щек и губ

Бульдог сердится. Выдвигать впе­ред нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижни­ми зубами.

Собака рассердилась у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зуба­ми.

Фырканье лошади. Вибрация губ.

6.  Упражнения для языка

Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта. Под­нять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Теленок сосет молоко. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отры­вать.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.) Те­ленок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом.) Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)

Разговор Теленка и Ко­тенка.       «Мле-мли-мля»,     «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле».

 

 

8.  Речевая зарядка

—  Что ты хочешь, кошечка?                                                                                                                                                                                                      — Молочко невкусное.

—  Молочка немножечко.                                                                                                                                                                                                                — Что ты хочешь, кошечка?

— Что ж ты снова грустная?                                                                                                                                                                                                       — Сливочек немножечко.

А. Шибицкии

9. Психогимнастика. Пластические этюды

Образно-пластическое творчество детей

Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.

Обыгрывание ситуаций

Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кош­ки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

Передать движением, мимикой или иным способом   бычка и ежика (по содержанию стихотво­рения).

Ежик и бычок

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

«В рот не суй что попадется!»

А. Воронъко

Упражнение «РАССТАВЬ ПО СТОЙЛАМ».

Цель: Совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.

На магнитной доске — три стойла. На наборном полотне — ком­плект картинок: бык, конь, коза, баран, козел, овца, свинья, корова, кролик, собака.

Воспитатель объясняет, что дети должны рассмотреть картинки, разделить названия животных на слоги, поместить в первое стойло животных, в названиях которых один слог, во второе стойло — жи­вотных, в названиях которых два слога, в третье стойло — животных, в названиях которых три слога.

Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [в], [ф] в словах.

На больших магнитных часах закреплены картинки, содержащие звуки [в], [ф] в названиях: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Воспитатель предлагает детям рас­смотреть картинки, подойти к часам и показать одной стрелкой кар­тинку со звуком [в] в названии, другой — со звуком [ф] в названии.

Упражнение «ПОДБЕРИ И РАССКАЖИ». Дети выбирают парные картинки с изображением животных и их детёнышей и устанавливают по  ним признаки сходства и различия. Например: у коровы и телёнка: четыре ноги, копыта, хвост. У коровы есть рога, а у телёнка их нет. Корова крупнее телёнка.

Упражнение «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?». Ребёнок должен закончить рисунок, на котором изображено животное , но не дорисована какая-либо часть его туловища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КОШКА». Координация речи с движением.

 

Осторожно, словно кошка,              

До дивана от окошка                        

 На носочках я пройдусь,             

Лягу и в кольцо свернусь.           

А теперь пора проснуться

Распрямиться, потянуться.                

Я легко с дивана спрыгну

Спинку я дугою выгну.                      

А теперь крадусь, как кошка,                                

 Спинку я прогну немножко.                           

Я из блюдца молочко полакаю язычком.               

Лапкой грудку и животик               

Я помою, словно котик.                   

 И опять свернусь колечком,                        

 Словно кот у тёплой печке

Идут по кругу на носочках, крадущимся шагом, руки согнуты в локтях перед грудью.

   Ложатся на пол.

« Просыпаются» - встают на четвереньки.

 

Выпрямляют ноги, затем руки, прогибают спинку. Выгибают спинку.

Идут крадучись по кругу.

Держат перед собой ладошки в форме « чашечки», « лакают

молочко».

Гладят грудку и животик.

Свёртываются колечком на полу.

 

 

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Употребление сущ.ед. и мн.ч. в предложном падеже; образование относительных прилагательных.

Рассказать, где живут домашние животные: собака живёт в …(конуре, конурах), корова – в… коровнике, коровниках,  свинья – в… свинарнике, свинарниках,  лошадь – в… конюшне, конюшнях, овца и коза в… хлеву, хлевах.

 

 

 

 

 

 

Тема «Зимующие птицы».

 

Направления работы

Задания логопеда

Примечание

Артикуляционная моторика, развитие дыхания

Выполняется ежедневно со всеми детьми

 Упражнения для мышц шеи,  для губ и щёк, для языка, мимические упражнения. Развитие физиологического дыхания и голоса «Птицы поют». Психогимнастика.

Речевая зарядка. «О чём поют воробушки»  (См. приложение).                                          

 

Мелкая моторика

Общая моторика

Пальчиковая гимнастика «Птицы на кормушке» (см. приложение).

Игра «СНЕГИРИ» (работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением). (см. приложение).

 

Лексико-грамматические категории

 «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ» (игра с мячом)

«ЧТО СДЕЛАЛИ?» (образование глаголов совершенного вида)

«НАЗОВИ ЛАСКОВО» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

«1, 2, 5» (согласование числительных с существительными)

«СКАЖИ НАОБОРОТ» (употребление приставочных глаголов движений)

 

Зрительное и слуховое внимание.

Зрительное внимание. «Какие птицы спрятались»  (зашумлённые картинки)

Слуховое внимание. Упражнение «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ?» (зимующие – домашние птицы);

 

Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 

Слоговая структура

Упражнение «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД». Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа. Воспитатель произносит слова, заменяя один из звуков на сходный по звучанию (вода – фода). Ребёнок, услышав оговорку, исправляет ошибку.

  Слоговой анализ слов –  зимующие птицы.

 

Развитие связной речи

Составление описательного рассказа по опорной схеме  и по своим рисункам.

Чтение худ. произведений В. Зотов «Снегирь», «Клест-еловик» (из книги «Лесная мозаика»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1. Мимические упражнения

Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жале­ете их.

Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидев­ших родные края после возращения из дальних странствий.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.

Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 3. Упражнения для мышц шеи

Сонная сова. Опустить голову вниз. По­чувствовать напряжение мышц шеи сзади.

Сова проснулась и вертит головой. По­вороты головы влево-вправо.

4.  Упражнения для жевательно-артикуляцноннь     

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

5. Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верх­нюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскры­том рте (чмоканье).

6. Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удержи­вать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, за­тем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд тдд-тдд».

Аист. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до «шести—восьми».

7. Развитие речевого дыхания и голоса;

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фъю-фыо-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». Перепелятник:

«Кик-кик-кик». «Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». По­морник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».

Произнести названия четырех—шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж...

 

 

 

8. Речевая зарядка

О чем поют воробушки?

О чем поют воробушки

 В последний день зимы? —

Мы выжили! Мы дожили! Мы живы! Живы мы!

                                                 В. Берестов

—    Воробей, чего ты ждешь? Хлебных крошек не клюешь.

—    Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин

9. Психогимнастика. Пластические этюды

Образно-пластическое творчество детей

Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения сти­хотворения.

У воробушка головушка болела. Ох, как болела! Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)                                                                                                                                                                                                                                          У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела! Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко, Ох, как болело! Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька, Ох, как болела! Ох, как болела!

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

Журавль

По болоту я хожу,                                                                                                                                                                                                                        Во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь,

 Клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Буду пить-попивать,

Красно лето вспоминать.

                                    В. Боков

Вертишейки

В дупле у пестрой вертишейки

Птенцы покручивают шейкой. •                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Язык высовывают клейкий,

На всех шипят сердитой змейкой.                          А. Барто

«Снегири» (работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением)

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью!

 За метелью!

По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.

На первое слово каждой строки - частое потряхивание

руками, на второе - один хлопок по бокам.

По 2 поворота головы на каждую строку.

 

Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

 

 

«Птицы на кормушке» (пальчиковая гимнастика)

Сколько птиц в кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем.          

Две синицы, воробей,             

  Шесть щеглов и голубей,            

Дятел в пёстрых перышках.   

Всем хватило зёрнышек

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

 

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

 

 

Опять сжимают и разжимают кулачки.

 

 

Упражнение «ЧТО СДЕЛАЛИ?» (образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

Изменить слово, ответив на вопрос: что сделала? – летают…прилетели, улетели; клюют – склевали; садятся – сели; поют – спели; чирикают – прочирикали.

«СКАЖИ НАОБОРОТ» (употребление приставочных глаголов движений). Назвать противоположные действия, используя приставки: У-, ПРИ-.    Прилетели – улетели, прискакали – ускакали, прибежали – убежали, улетели – прилетели…

 

 

 

 

Тема «Дом. Мебель».

 

Направления работы

Задания логопеда

Примечание

Артикуляционная моторика, развитие дыхания

Выполняется ежедневно со всеми детьми

 Упражнения для мышц шеи,  для губ и щёк, для языка, мимические упражнения. Развитие физиологического дыхания. Психогимнастика. Пластические этюды.

Речевая зарядка. (См. приложение темы «Семья»).                                          

 

Мелкая моторика

Общая моторика

Пальчиковая гимнастика «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ» (см. приложение).

 

 

Лексико-грамматические категории

Образование множественного числа сущ. в имен. и родит. падеже  «Один – много».

Образование сущ. с уменьшительно – ласкательным  суффиксом  «Мебель для куклы»

Согласование личных местоимений мой, моя, мои   с существительными

«Дома бывают».. (поиск соответствующего понятия): для людей – жилой, для машин – гараж, для собаки – конура и т.д.                                                                                                                               Образование относительных прилагательных (деревянная, пластмассовая, кирпичный,  соломенный и т.д.)

 

Зрительное и слуховое внимание.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Упо­требление предлогов (см. приложение.)

Упражнение «ОТГАДАЙ, ЧТО Я СКАЗАЛА». Воспитатель (водящий) ше­потом говорит одному из детей задание. Например: — Положи ручку на стол. Линейку справа от ручки. И т. д. Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Упо­требление предлогов

 

Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 

Слоговая структура

Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Совершенствование навы­ков фонематического анализа.

Воспитатель предлагает детям послушать слова и назвать глас­ные, которые есть в этих словах.

Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Совершенствование навы­ка слогового анализа слов.

На наборном полотне — комплект картинок: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, буфет, тумба, комод, пуф. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и разделить названия мебели на слоги. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

 

 

Развитие связной речи

Ушинский К. «Всякой вещи своё место»

 

 

 

 

 

 

Приложение

Упражнения на выделение четвертого лишнего пред­мета.

«Установи сходство и различие». У детей на столах разложены предметные картинки (парные). Дети устанав­ливают признаки сходства и различия между ними. Например: стул — кресло, кровать — диван, шкаф — полка, стол — тумбочка, парта — стол и т. д.

«Отгадай, что я сказала». Воспитатель (водящий) ше­потом говорит одному из детей задание.

Например: — Положи ручку на стол. Линейку справа от ручки. И т. д.

Ребенок выполняет все команды. После выполнения задания дети должны догадаться, что сказал водящий.

Рисование. Дети должны составить предложение по сюжетной картинке и нарисовать мебель, изображенную на ней.

Например: — Мама сидит на стуле (рисуют стул).

«Столяры и плотники нужные работники». Де­ти конструируют мебель:

из пластмассового конструктора — пластмассовую; из железного — железную;  из бумаги — бумажную.

«В мебельном магазине». Дети «покупают» в магази­не мебель и беседуют с продавцом.

Например: — Дайте  мне,  пожалуйста,  письменный стол. Я буду за ним писать.

Словарь: стол (обеденный, кухонный, журнальный); шкаф (книжный, посудный, платяной, бельевой); полка (обувная, книжная).

«Что куда?» Воспитатель выдает детям предметные картинки. Дети убирают вещи, изображенные на них, в игровой уголок и проговаривают свои действия.

Например: — Я уберу платье в платяной шкаф.

— Я положу книгу на книжную полку.

« Много мебели в квартире» (пальчиковая гимнастика)

•         Раз, два, три, четыре,                      Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

•         Много мебели в квартире.             Сжимают и разжимают кулачки.

•         В шкаф повесим мы рубашку,       Загибают пальчики, начиная с большого.
А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посиди чуть - чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,               

На кровати мы лежали.                

А потом мы с котом           

 Посидели за столом,

•    Чай с вареньем дружно пили.           Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Много мебели в квартире.