Материал в тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя группы.
Тема «Домашние животные».
Направления работы |
Задания логопеда |
Примечание |
Артикуляционная моторика, развитие дыхания |
Выполняется ежедневно со всеми детьми Упражнения для мышц шеи «Кошка умывается», Бодливый козлик. Упрямый ослик», для губ и щёк, для языка, мимические упражнения. Развитие физиологического дыхания и голоса (звукоподражание) Психогимнастика. Речевая зарядка. «Ёжик и бычок» (См. приложение). |
|
Мелкая моторика Общая моторика |
Пальчиковая гимнастика «Пять поросят пошли гулять» (см. приложение). Игра «КОШКА». Развитие подражательности, творческого воображения. (см. приложение). |
|
Лексико-грамматические категории |
«У КОГО КТО?» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных). Ребёнок называет детёнышей домашних животных по образцу: у коровы – телёнок – телёночек – телятки, у козы -… «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ». (игра с мячом) «КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Употребление сущ.ед. и мн.ч. в предложном падеже; образование относительных прилагательных. |
|
Зрительное и слуховое внимание. |
Зрительное внимание. «У КОГО ПРОПАЛ ДЕТЁНЫШ?». На доске выставлены картинки с изображением животных и их детёнышей по парам. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детёныш «потерялся». Упражнение «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?». (см. приложение) Слуховое внимание. Упражнение «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ?». (дикие – домашние животные);
|
|
Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Слоговая структура |
Упражнение «РАССТАВЬ ПО СТОЙЛАМ». Совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания. Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [в], [ф] в словах.
|
|
Развитие связной речи |
Чтение худ. произведений К. Ушинский «Слепая лошадь», «Козёл», Л.Черский «Кот-озорник» (из книги «Задушевное слово»), И. Поневежин «Наша Тоби» (из книги «Задушевное слово»). « КТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?». Ребёнок отбирает картинки с изображением одного и того же животного и составляет по ним предложения. (Это кошка. Кошка лакает молоко. Кошка ловит мышей и т.д.)
|
|
Приложение
1. Развитие мелкой моторики
Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.
Пять поросят гуляли на просторе, (Быстро двигать пальчиками по столу.)
Пять поросят пошли купаться к морю. (Медленно переставлять пальчики по столу.)
Один из них устал. (Загнуть большой пальчик.)
— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:
Четыре поросенка гуляли на просторе,
Четыре поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал. (Загнуть указательный пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Три поросенка гуляли на просторе,
Три поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
— Пойду домой,— сказал. (Загнуть средний пальчик.)
И вот вам результат:
Два поросенка гуляли на просторе,
Два поросенка пошли купаться к морю.
Один из них устал. (Загнуть безымянный пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Один поросенок резвился на просторе,
Один поросенок пошел купаться к морю,
Потом устал. (Загнуть мизинчик.)
— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:
Ноль поросят гуляют на просторе.
2. Мимические упражнения
Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.
Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.
Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. В. Заходер
3. Упражнения для мышц шеи
Кошка умывается. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.
Бодливый козлик. Упрямый ослик. Круговые движения головой.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание. Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».
5. Упражнения для щек и губ
Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
Фырканье лошади. Вибрация губ.
6. Упражнения для языка
Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
Теленок сосет молоко. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.) Теленок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом.) Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)
Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле».
8. Речевая зарядка
— Что ты хочешь, кошечка? — Молочко невкусное.
— Молочка немножечко. — Что ты хочешь, кошечка?
— Что ж ты снова грустная? — Сливочек немножечко.
А. Шибицкии
9. Психогимнастика. Пластические этюды
Образно-пластическое творчество детей
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Обыгрывание ситуаций
Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).
Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй что попадется!»
А. Воронъко
Упражнение «РАССТАВЬ ПО СТОЙЛАМ».
Цель: Совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.
На магнитной доске — три стойла. На наборном полотне — комплект картинок: бык, конь, коза, баран, козел, овца, свинья, корова, кролик, собака.
Воспитатель объясняет, что дети должны рассмотреть картинки, разделить названия животных на слоги, поместить в первое стойло животных, в названиях которых один слог, во второе стойло — животных, в названиях которых два слога, в третье стойло — животных, в названиях которых три слога.
Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [в], [ф] в словах.
На больших магнитных часах закреплены картинки, содержащие звуки [в], [ф] в названиях: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой — со звуком [ф] в названии.
Упражнение «ПОДБЕРИ И РАССКАЖИ». Дети выбирают парные картинки с изображением животных и их детёнышей и устанавливают по ним признаки сходства и различия. Например: у коровы и телёнка: четыре ноги, копыта, хвост. У коровы есть рога, а у телёнка их нет. Корова крупнее телёнка.
Упражнение «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?». Ребёнок должен закончить рисунок, на котором изображено животное , но не дорисована какая-либо часть его туловища.
«КОШКА». Координация речи с движением.
Осторожно, словно кошка, До дивана от окошка На носочках я пройдусь, Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться Распрямиться, потянуться. Я легко с дивана спрыгну Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. И опять свернусь колечком, Словно кот у тёплой печке |
Идут по кругу на носочках, крадущимся шагом, руки согнуты в локтях перед грудью. Ложатся на пол. « Просыпаются» - встают на четвереньки.
Выпрямляют ноги, затем руки, прогибают спинку. Выгибают спинку. Идут крадучись по кругу. Держат перед собой ладошки в форме « чашечки», « лакают молочко». Гладят грудку и животик. Свёртываются колечком на полу.
|
«КТО ГДЕ ЖИВЁТ». Употребление сущ.ед. и мн.ч. в предложном падеже; образование относительных прилагательных.
Рассказать, где живут домашние животные: собака живёт в …(конуре, конурах), корова – в… коровнике, коровниках, свинья – в… свинарнике, свинарниках, лошадь – в… конюшне, конюшнях, овца и коза в… хлеву, хлевах.
Тема «Зимующие птицы».
Направления работы |
Задания логопеда |
Примечание |
Артикуляционная моторика, развитие дыхания |
Выполняется ежедневно со всеми детьми Упражнения для мышц шеи, для губ и щёк, для языка, мимические упражнения. Развитие физиологического дыхания и голоса «Птицы поют». Психогимнастика. Речевая зарядка. «О чём поют воробушки» (См. приложение). |
|
Мелкая моторика Общая моторика |
Пальчиковая гимнастика «Птицы на кормушке» (см. приложение). Игра «СНЕГИРИ» (работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением). (см. приложение). |
|
Лексико-грамматические категории |
«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ» (игра с мячом) «ЧТО СДЕЛАЛИ?» (образование глаголов совершенного вида) «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом) «1, 2, 5» (согласование числительных с существительными) «СКАЖИ НАОБОРОТ» (употребление приставочных глаголов движений) |
|
Зрительное и слуховое внимание. |
Зрительное внимание. «Какие птицы спрятались» (зашумлённые картинки) Слуховое внимание. Упражнение «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ?» (зимующие – домашние птицы); |
|
Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Слоговая структура |
Упражнение «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД». Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа. Воспитатель произносит слова, заменяя один из звуков на сходный по звучанию (вода – фода). Ребёнок, услышав оговорку, исправляет ошибку. Слоговой анализ слов – зимующие птицы. |
|
Развитие связной речи |
Составление описательного рассказа по опорной схеме и по своим рисункам. Чтение худ. произведений В. Зотов «Снегирь», «Клест-еловик» (из книги «Лесная мозаика»).
|
|
Приложение
1. Мимические упражнения
Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.
Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья. 3. Упражнения для мышц шеи
Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
4. Упражнения для жевательно-артикуляцноннь
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
5. Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
6. Упражнения для языка
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд тдд-тдд».
Аист. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до «шести—восьми».
7. Развитие речевого дыхания и голоса;
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фъю-фыо-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». Перепелятник:
«Кик-кик-кик». «Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».
Произнести названия четырех—шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж...
8. Речевая зарядка
О чем поют воробушки?
О чем поют воробушки
В последний день зимы? —
Мы выжили! Мы дожили! Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
— Воробей, чего ты ждешь? Хлебных крошек не клюешь.
— Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.
А. Тараскин
9. Психогимнастика. Пластические этюды
Образно-пластическое творчество детей
Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.
У воробушка головушка болела. Ох, как болела! Ох, как болела!
(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.) У воробушка спинушка болела.
Ох, как болела! Ох, как болела!
(Положить руки на спину и раскачиваться.)
У воробушка крылышко, Ох, как болело! Ох, как болело!
(Погладить левой рукой правую руку.)
У воробушка ноженька, Ох, как болела! Ох, как болела!
(Разглаживать рукой «больную» ногу.)
Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.
Журавль
По болоту я хожу, Во все стороны гляжу.
Часто нагибаюсь,
Клюковкой питаюсь.
Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать,
Красно лето вспоминать.
В. Боков
Вертишейки
В дупле у пестрой вертишейки
Птенцы покручивают шейкой. • Язык высовывают клейкий,
На всех шипят сердитой змейкой. А. Барто
«Снегири» (работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением)
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! |
По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку. На первое слово каждой строки - частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам. По 2 поворота головы на каждую строку.
Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.
|
«Птицы на кормушке» (пальчиковая гимнастика)
Сколько птиц в кормушке нашей прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых перышках. Всем хватило зёрнышек |
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.
|
Упражнение «ЧТО СДЕЛАЛИ?» (образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
Изменить слово, ответив на вопрос: что сделала? – летают…прилетели, улетели; клюют – склевали; садятся – сели; поют – спели; чирикают – прочирикали.
«СКАЖИ НАОБОРОТ» (употребление приставочных глаголов движений). Назвать противоположные действия, используя приставки: У-, ПРИ-. Прилетели – улетели, прискакали – ускакали, прибежали – убежали, улетели – прилетели…
Тема «Дом. Мебель».
Направления работы |
Задания логопеда |
Примечание |
Артикуляционная моторика, развитие дыхания |
Выполняется ежедневно со всеми детьми Упражнения для мышц шеи, для губ и щёк, для языка, мимические упражнения. Развитие физиологического дыхания. Психогимнастика. Пластические этюды. Речевая зарядка. (См. приложение темы «Семья»). |
|
Мелкая моторика Общая моторика |
Пальчиковая гимнастика «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ» (см. приложение).
|
|
Лексико-грамматические категории |
Образование множественного числа сущ. в имен. и родит. падеже «Один – много». Образование сущ. с уменьшительно – ласкательным суффиксом «Мебель для куклы» Согласование личных местоимений мой, моя, мои с существительными «Дома бывают».. (поиск соответствующего понятия): для людей – жилой, для машин – гараж, для собаки – конура и т.д. Образование относительных прилагательных (деревянная, пластмассовая, кирпичный, соломенный и т.д.) |
|
Зрительное и слуховое внимание. |
Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление предлогов (см. приложение.) Упражнение «ОТГАДАЙ, ЧТО Я СКАЗАЛА». Воспитатель (водящий) шепотом говорит одному из детей задание. Например: — Положи ручку на стол. Линейку справа от ручки. И т. д. Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление предлогов |
|
Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Слоговая структура |
Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Совершенствование навыков фонематического анализа. Воспитатель предлагает детям послушать слова и назвать гласные, которые есть в этих словах. Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Совершенствование навыка слогового анализа слов. На наборном полотне — комплект картинок: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, буфет, тумба, комод, пуф. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и разделить названия мебели на слоги. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.
|
|
Развитие связной речи |
Ушинский К. «Всякой вещи своё место» |
|
Приложение
Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.
«Установи сходство и различие». У детей на столах разложены предметные картинки (парные). Дети устанавливают признаки сходства и различия между ними. Например: стул — кресло, кровать — диван, шкаф — полка, стол — тумбочка, парта — стол и т. д.
«Отгадай, что я сказала». Воспитатель (водящий) шепотом говорит одному из детей задание.
Например: — Положи ручку на стол. Линейку справа от ручки. И т. д.
Ребенок выполняет все команды. После выполнения задания дети должны догадаться, что сказал водящий.
Рисование. Дети должны составить предложение по сюжетной картинке и нарисовать мебель, изображенную на ней.
Например: — Мама сидит на стуле (рисуют стул).
«Столяры и плотники — нужные работники». Дети конструируют мебель:
из пластмассового конструктора — пластмассовую; из железного — железную; из бумаги — бумажную.
«В мебельном магазине». Дети «покупают» в магазине мебель и беседуют с продавцом.
Например: — Дайте мне, пожалуйста, письменный стол. Я буду за ним писать.
Словарь: стол (обеденный, кухонный, журнальный); шкаф (книжный, посудный, платяной, бельевой); полка (обувная, книжная).
«Что куда?» Воспитатель выдает детям предметные картинки. Дети убирают вещи, изображенные на них, в игровой уголок и проговаривают свои действия.
Например: — Я уберу платье в платяной шкаф.
— Я положу книгу на книжную полку.
« Много мебели в квартире» (пальчиковая гимнастика)
• Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
• Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.
• В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посиди чуть - чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
• Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Много мебели в квартире.