Логоритмика

  1. Логоритмика для малышей 2-3 лет

 

   Многочисленные лингвистические и психологические исследования показали, что темпы развития речи в начале жизни человека значительно выше, чем во все последующие. Так, примерно к 12 месяцам словарный запас малыша вмещает в среднем 8-10 слов, а в 3 года он расширяется до 1000 слов!

   На третьем году жизни речевое развитие становится ведущей тенденцией. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учиться четкому произношению звуков, пробует разный темп, интонации, выстраивает речевые конструкции, формулирует предложения.

   Задача родителей и педагогов на этом этапе – помочь малышу овладеть всем многообразием языка. Для развития речи и коррекции нарушений, возникающих в процессе, создана логоритмика для малышей – комплекс упражнений, где выполняемые движения сопровождаются произнесением соответствующего текста; это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала;  это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

  Цель логоритмики для дошкольников – преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности, связанные с неречевыми функциями психики. При этом такие занятия не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата, формированию правильной осанки, а также активному моторному и сенсорному развитию.

   Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика дома и в детском саду помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

   Речь, с одной стороны, тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов. Логоритмика для малышей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания.       Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

  1.    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
  2.  В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:   уточнение артикуляции,развитие фонематического восприятия, расширение  лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Упражнения по логоритмике обычно включают в себя следующие элементы:

  • ходьба с постоянным изменением направления;
  • упражнения, развивающие дыхание, артикуляцию, голос;
  • упражнения на развитие внимания и активизацию мышечного тонуса;
  • речевые упражнения;
  • упражнения на формирование чувства музыкального ритма;
  • упражнения, развивающие мелкую моторику;
  • пение.

   Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

   Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.

   Все  упражнения проводятся с обязательным музыкальным сопровождением, которое, помимо всего прочего, еще и окрашивает занятия эмоционально. Вот несколько несложных упражнений, которые наверняка понравятся вашему малышу  и помогут развить его речевой аппарат и усовершенствовать двигательные навыки:

 

Игра «Гоп-гоп»

Ребенок сидит на коленях к вам лицом. Подбрасывайте его в разном ритме.

Гоп-гоп, гоп-гоп,

Конь пошел в галоп.

Подбрасываем ребенка размеренно, в ритме слов (8 раз).

Напою коня лихого,

Сам прибью ему подкову.

Подбрасываем на каждый слог (16 раз).

Гоп-гоп, гоп-гоп,

Конь пошел в галоп.

Ритм такой же, как и в начале.

 

Игра «Паровоз»

Ребенок сидит на коленях лицом к взрослому.

Берем его ручки в свои. Делаем движения взад-вперед, подражая паровозу, легонько подбрасываем на коленях.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

Так-так-так-так.

Медленно двигаем ручками.

Все колесики стучат.

Так-так-так, так-так-так.

Паровоз идет потише,

Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог.

Остановка значит ближе.

Движения замедляются.

Ду-ду! Ду-ду!

Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз.

Стоп!

Ручки опускаются.

 

 

Игра «Деревцо»

Дует ветер нам в лицо.

Махать руками ребенка ладошками к себе.

Закачалось деревцо.

Поднять ручки ребенка вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Ветерок всё тише-тише,

Плавно опустить руки ребенка.

Деревцо всё выше-выше.

Поднять ручки малыша и потянуть легонько вверх.

 

 

Водичка

Водичка, водичка, (двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)

Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок. (стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

 

"Кулачок»

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук-тук — Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) —

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) —

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

 

 

 

 "Зайчик»

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Источники: 1. Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни;

                     2. Картушина М.Ю. - «Логоритмики для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4 лет»;

                     3. Екатерина Железнякова «Веселая логоритмика 1-5 лет»