Конспект занятия "Природа весной"

Конспект занятия по развитию речи: «Явления природы весной».

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна, явления природы".
  • Формировать умение согласовывать предлоги с существительным в родительном падеже.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание инициативности, самостоятельности.

Ход занятия

Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел, 
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.

Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. За правильные ответы, вы будете получать части картины, а что на ней узнаете. Когда соберете все части.

Давайте сначала разомнем наши язычки.(Артикуляционная гимнастика)

Л. А без чего не бывает весны?

Д. "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без птиц, без листочков, без насекомых)". Весной просыпаются насекомые и после долгой зимы, конечно же, хотят кушать. Мы с вами сейчас поможем им найти дорогу. (работа с карточками).

1. Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

Л. Солнце, какое?

Д. весеннее, яркое, теплое

Небо, какое? - голубое, высокое, чистое.

Ветер - свежий, весенний, теплый. Давайте подуем как ветерок.

Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег - темный, мягкий, талый.

2. Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.

Д. Солнце - светит, пригревает, ласкает.

Снег - тает, оседает, темнеет.

Ручьи бегут, звенят, журчат.

3. Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

4. Л. Вставайте в кружок поиграем в игру "Скажи - наоборот" (игра с мячом).

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

 

5. Л. Как ласково можно назвать

Солнце? (Солнышко)

Ручей? (Ручеёк)

Снег? (Снежок)

Ветер? (Ветерок)

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

6. Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Д. Прилетают птицы.

Просыпаются медведи.

Появляется трава и первые цветы.

На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

Л.  –Молодцы, а теперь пора немного размятся.

Физ. Минутка.

"Заботливое солнышко"

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

Дети ритмично скрещивают
руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

8. Л. Ребятки, посмотрите, вы собрали все части картины.

Что на ней изображено. Давайте составим рассказ о весне с опорой на схему. (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?