Конспект занятия "Природа весной"
Конспект занятия по развитию речи: «Явления природы весной».
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна, явления природы".
- Формировать умение согласовывать предлоги с существительным в родительном падеже.
- Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание инициативности, самостоятельности.
Ход занятия
Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. За правильные ответы, вы будете получать части картины, а что на ней узнаете. Когда соберете все части.
Давайте сначала разомнем наши язычки.(Артикуляционная гимнастика)
Л. А без чего не бывает весны?
Д. "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без птиц, без листочков, без насекомых)". Весной просыпаются насекомые и после долгой зимы, конечно же, хотят кушать. Мы с вами сейчас поможем им найти дорогу. (работа с карточками).
1. Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.
Л. Солнце, какое?
- Д. весеннее, яркое, теплое
Небо, какое? - голубое, высокое, чистое.
Ветер - свежий, весенний, теплый. Давайте подуем как ветерок.
Ручьи - быстрые, прозрачные, звонкие.
Снег - темный, мягкий, талый.
2. Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.
Д. Солнце - светит, пригревает, ласкает.
Снег - тает, оседает, темнеет.
Ручьи бегут, звенят, журчат.
3. Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.
4. Л. Вставайте в кружок поиграем в игру "Скажи - наоборот" (игра с мячом).
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зима холодная, а весна - …- тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.
- Всё правильно ответили, молодцы.
5. Л. Как ласково можно назвать
Солнце? (Солнышко)
Ручей? (Ручеёк)
Снег? (Снежок)
Ветер? (Ветерок)
Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
6. Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?
Д. Прилетают птицы.
Просыпаются медведи.
Появляется трава и первые цветы.
На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.
Л. –Молодцы, а теперь пора немного размятся.
Физ. Минутка.
"Заботливое солнышко"
Солнце с неба посылает |
Дети ритмично скрещивают Ритмично постукивают пальцем по носу. |
8. Л. Ребятки, посмотрите, вы собрали все части картины.
Что на ней изображено. Давайте составим рассказ о весне с опорой на схему. (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).
Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?