Конспект занятия по развитию речи "Посуда"
Тема: «Посуда»
Цели: Активизировать словарь по теме: «Посуда»; закрепление категории род. падежа ед. числа; продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения; закрепление понятия «слово»; укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона.
Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении.
Расширение словарного запаса.
Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Ход занятия
Сейчас я хочу загадать вам загадки о посуде, а вы подумайте, о каких предметах эти загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят - то в…
(кастрюле),
Жарят на… (сковороде).
Молодцы! Правильно отгадали! А теперь найдите картинки-отгадки у нас в группе. Несите мне их.
Картинки развешаны в разных местах по группе. Дети выполняют задание.
Выполняется пальчиковая гимнастика «Посуда». Дети делают движения, соответствующие тексту.
Логопед:
Раз, два, три, четыре -
Мы посуду перемыли.
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали!
Скажите одним словом, что мы мыли?
Дети. Посуду.
Логопед. Какую посуду мы мыли?
Дети отвечают.
Игра «День - ночь»
Это игра на развитие памяти и внимания. Детям предлагается запомнить ряд из 3-5 картинок с изображениями посуды, а затем по команде «Ночь!» закрыть глаза. По команде «День!» дети открывают глаза и находят изменения в расположении картинок, которые произвел воспитатель. Игра проводится с разными наборами посуды несколько раз.
Игра «Назови ласково»
Дети по заданию воспитателя говорят уменьшительно-ласкательные названия предметов посуды.
В: Чашка.
Дети. Чашечка.
Физкультминутка
Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.
Воспитатель:
Вот большой стеклянный
чайник:
Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник!
Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни - разобьются!
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.
Л: А сейчас мы с вами послушаем отрывок из произведения, нужно будет угадать какого…..
(Звучит отрывок из сказки «Федорино горе») (презентация)
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,
И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Вопросы детям:
Л достает письмо и читает:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.
С уважением к вам, Федора»
Игра «Помоги Федоре»
Л: Ребята, а вообще, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?
«Какая бывает посуда?»
Дети рассматривают картинки и образуют качественные прилагательные (Кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.)
Игра «Собери целое».
В: Ой, ребята, как же все-таки Федора не любит свою посуду, всю перебила. Хотите помочь ей склеить кусочки посуды?
На ковре рассыпаны разрезанные на части картинки с изображением посуды. Детям раздаются карточки с «целой» посудой. Нужно собрать из частей свою картинку.