Конспект занятия "Дом и его части" (презентация к занятию в разделе "Полезные файлы")
Конспект группового логопедического занятия по развитию речи детей с ЗПР
Лексическая тема: «Дом»
Цель: развитие импрессивного и экспрессивного словаря по теме «Дом»
Задачи:
- актуализация и расширение словаря по теме «Мой дом»;
- развитие умения образовывать относительные прилагательные;
- развитие умения употреблять существительные в Р.п.;
- развитие связной речи;
- развитие слухового внимания;
- развитие ассоциативного и логического мышления;
- развитие пространственных представлений;
- развитие общей моторики;
- развитие умения координировать слово с движением;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание умения слушать и слышать педагога.
Оборудование: аудиозаписи: «Звуки стройки», «Звук молотка» и «Звук пилы»; иллюстрации разных видов домов (деревянный, кирпичный, каменный, многоэтажные); картинки с изображением частей дома (лестница, двери); иллюстрации с изображением комнат (прихожая, ванная, гостиная, спальня, кухня.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Организационный момент.
Звучит музыка «Звуки стройки».
- Ребята, послушайте, вы что-нибудь слышите? (Да).
- Давайте пройдем на стульчики и внимательно послушаем, что это за звуки?
Звучит музыка «Звук молотка».
-Как вы думаете, что это за звук? (Это стучит молоток).
Звучит музыка «Звук пилы».
- А это что? (Это пила).
Молодцы, а как вы думаете, где можно услышать все эти звуки? (На стройке).
- Все эти звуки можно услышать на стройке. А что можно строить на стройке? (Дома).
- А вы знаете, как называют людей, которые строят дома? (Строители).
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы поговорим о месте, которое мы все очень любим, где больше всего проводим время. О доме.
II. Основная часть.
У всех есть дома, давайте посмотрим и определим, кто где живет?
1. - Зачем людям нужны дома? (В них живут люди).
Давайте посмотрим, из какого материала люди строят дома.
А) Картинка с изображением деревянного дома.
-Из чего построен этот дом? (Из дерева).
-А если дом построен из дерева, как он называется? (Деревянный).
Б) Картинка с изображением каменного дома.
-Посмотрите, а из чего сделан это дом? (Из камня).
- Если дом из камня, то он какой? (Каменный).
В) Картинка с изображением кирпичного дома.
- Из какого материала построен этот дом? (Из кирпича).
- Если дом из кирпича, то он какой? (Кирпичный).
2. - В доме может быть несколько этажей.
Этаж — пространство, объем здания между полом и потолком, где располагаются помещения.
- Посмотрите, сколько этажей в деревянном доме? (Один). Почему вы так думаете? А если в доме один этаж, то он какой? (Одноэтажный).
- Бывают еще высокие дома, в которых много этажей. Картинка многоэтажного здания.
Как называется такое здание? (Многоэтажные).
3. - Вот мы с вами узнали, какими бывают дома. Давайте теперь представим, что мы идем в гости.
- Скажите, а когда мы заходим в большой дом, что мы там видим? (лестницу, двери).
- А что находится за этими дверьми?
Представьте, что мы открываем с вам эту дверь и попадаем в квартиру.
- Как называется помещение, в которое мы входим? (Прихожая). Картинка прихожая.
- Для чего служит прихожая? (В прихожей мы снимаем уличную одежду и обувь, одеваем домашние тапочки).
- Какая мебель может стоять в прихожей?
-Как называется комната, в которой принимают гостей? (Гостиная). Картинка гостиная.
- Какая мебель может стоять в гостиной?
Как правило, гостиная в квартире – это самое большое помещение.
- Как называется комната, в которой спят? (Спальня). Картинка спальня.
- Какая мебель может стоять в спальне?
- Как называется комната, в которой готовят пищу? (Кухня). Картинка кухня.
- Какая мебель может стоять в кухне?
- Как называется комната, в которой умываемся, моемся? (Ванная). Картинка ванной.
- Какое оборудование может стоять в ванной?
4. Физкультминутка. Теперь мы с вами превратимся в строителей, чем строили дом в начале занятия? Физминутка «Тук-ток».
5. - Ребята, на доске мы видим дома, но они не достроены... Чего не хватает? Правильно – у домов нет крыши… Давайте достроим их. Нужно определить какому дому подходит крыша. Молодцы!
6. Практическая работа. Старшим детям предлагается назвать предметы, изображенные на картинке одним словом, и дорисовать недостающие части мебели. Младшим предлагаются раскраски.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
- Ребята, про что мы сегодня говорили? (Ответы детей).
- Что вам понравилось делать больше всего? (Ответы детей).
Оценка деятельности детей.
- Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались, внимательно слушали и отвечали на вопросы. Спасибо вам за работу.
- До свидания.