Мастер-класс «Применение информационных технологий для создания творческих проектов» (выступление на районом методическом объединении)

        

Доклад с презентацией «Применение информационных технологий для создания творческих проектов».

 

         В современном мире, мире компьютеризации, постоянное совершенствование мультимедиа технологий, информатизации сферы образования позволяет сделать заключение, что данное направление развития является важнейшим приоритетом Российского образования и науки. Если для примера рассмотреть нормативные документы, такие как ФЗ «Об образовании», «Концепцию модернизации российского образования», то можно выделить такой аспект, что для достижения нового качества образования следует осуществлять информатизацию образования и оптимизацию методов обучения. А также следует отметить, что компьютерные технологии в настоящий момент призваны стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса.

         Сегодня появился новый уровень дошкольного образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

         С введением ФГОС дошкольного образования в нашей организации были привнесены ряд требований. В первую очередь, это: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном веке, невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

         В нашем детском саду активно используются ИКТ. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольной образовательной организации зависит от качества применяемых педагогических программных средств, от умения рационального и умелого их использования в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии используются как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и сотрудничестве с родителями, общественностью, как популяризации деятельности детского сада.

         В отличие от обычных технологических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

         Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет воспитателям создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

         Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей.

         Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

         Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.

         Также в ФГОС ДО особая роль отводится проектной деятельности, как средству обучения ребенк, развитию его любознательности и мотивированности. Совмещая информационные технологии  при подготовке обучающихпроектов все педагоги не только строят процесс обучения в соответсвии с ФГОС, но и заметно расширяют свои образовательные границы.

         В настоящее время ИК-технологии позволяют создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала, которые необходимы для реализации творческих проектов. Внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

         Использование информационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, позволяет подготовить дошкольников к тому, чтобы они смогли наилучшим образом проявить себя в современном мире и внести свой вклад в создание «общества глобальной компетентности».

 Повышение роли информации, превращается в настоящее время в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение информационных технологий в образование - логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Развитие науки и техники, всеобщая информатизация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.

В ФГОС определены также и требования к педагогам. Одно из них: «Педагог должен владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста»

Федеральные государственные требования ставят перед нами задачу создать условия для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Условия - это в первую очередь социальная ситуация развития ребенка. А поскольку мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.

Информационные технологии –  это технологии обмена информацией.

Подразумевается использование:

информации в электронном формате:

-текст, видео, аудио,

-анимация, изображение

информационных носителей:

-DVD, CD, флэш-памяти

 мультимедиа:

-игровые компьютерные программы, презентации и др.

 аудиовизуального оборудования:

-компьютера, ноутбука,

-ЖК-телевизора, проектора,

-интерактивной доски

         Творческие проекты в ДОО развивают активность и самостоятельность у детей, расширяют их творческие возможности, учат планировать свои действия и оценивать полученный результат. Очень важно выбрать простую и интересную тему творческого проекта для ребенка, так как проекты в ДОО являются одним из методов организации творческого процесса по ФГОС, который в свою очередь основан на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников детского сада, пошаговой практической деятельности детей, направленной на достижение поставленной цели.

         В качестве примера можно привести использование в творческих проектах «Мультстудии» и съекмки выпуска «Новостей детского сада»:

 

 

«Мультстудия»

         Мультстудия - новое направление в коррекционной работе с детьми, интересная форма работы с детьми, имеющими проблемы в развитии коммуникативных навыков.  

   Самая экономичная по времени техника создания мультфильма – это техника перекладки. При работе с данной техникой достаточно нарисовать или вылепить фоны, создать персонажей, установить фотокамеру над мультстанком, и можно снимать мультфильм. Техника перекладки позволяет делать мультфильмы быстрее и проще, так как работая в этой технике при съёмке мультфильма можно ограничиться одной плоскостью. Перекладывать можно как вырезанные, так и пластилиновые фигурки, а также фигурки, сделанные в технике оригами. Посредством традиционных и нетрадиционных приёмов и методов, используемых при создании мультфильма, совершенствуется мелкая и ручная моторика ребёнка, что немаловажно для речевого развития. Для того чтобы создать иллюзию естественности движений героев в готовом мультфильме, дети передвигали (вырезанные из бумаги) персонажей буквально на миллиметры. Для наших детей с нарушениями моторной сферы, а таких детей большинство при диагнозе ОНР это колоссальный труд. Ведь такие дети вообще с трудом чувствуют свои пальцы: силу нажима, координацию. Движения их импульсивны, резки, проявляется неврологическая симптоматика. И, конечно, такая кропотливая работа, которая и взрослому подчас трудна, развивала у ребёнка, не только, ручную умелость, но и эмоционально-волевые качества (терпение, усидчивость, желание довести начатое дело до конца), потому что огромный интерес к деятельности заставлял детей работать на результат – создание мультфильма.        Таким образом, внедрение технологии перекладной анимации способствовало созданию комфортной среды, где дети могли свободно общаться и взаимодействовать друг с другом и  с взрослыми, а также овладению приёмами извлечения звуков на различных детских музыкальных инструментах, сопровождать  речью игровое  взаимодействие, соответствующее  по содержанию  и интонационно взятой роли и самостоятельному озвучиванию законченного видео продукта.

         В озвучивании тоже участвовали сами дети. Они с большим интересом, тренировались в произношении поставленных звуков, в выразительном чтении стихотворений, в темпо-ритмической стороне речи, в вырабатывании четкого и ясного произношения каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошей дикции, в умении регулировать громкость голоса и т.д. Прослушав свою звукозапись при озвучивании героев, дети вдохновлялись и с лёгкостью исправляли то, что не получалось. На разных этапах создания мультфильма развивались и другие компоненты речевой деятельности: и грамматическая сторона речи, и, конечно, смысловая, а в целом – их коммуникативные способности. Создание мультфильмов явилось огромным стимулом для детей в преодолении неправильного звукопроизношения, развития просодической стороны речи, что является неоценимой помощью в коррекционной работе учителя логопеда.

         Очень красиво на экране смотрится рисованная техника и «сыпучая» техника. Эти техники хороши для сюжетов, в которых подразумевается преобразование чего-то в размере (от маленького к большому) и в цвете (от бледного к яркому). Эти техники тоже не затребуют много времени для того, чтобы получить достаточно эстетичный и зрелищный мультфильм.

Сюжеты анимационных фильмов могут быть различны. Целесообразно выбирать сюжет исходя из коррекционных задач, которые необходимо решить на том или ином этапе работы с детьми, а также с учётом той или иной лексической темы. Сюжетами могут быть стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков, сказки, логосказки,  реальные или фантастические истории, придуманные детьми и др. Очень интересными, яркими получаются мультипликационные фильмы, сюжеты которых основываются на малых формах русского народного фольклора: чистоговорках, потешках, небылицах, считалках, закличках, дразнилках, сказках. Детский фольклор является ценным средством развития и коррекции звуковой культуры речи.

Проект «Детские новости»

Образовательный проект «Детские новости» является частью системы электронного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Так же – это отличный механизм сделать образовательный процесс детского сада более зримым и открытым для семей воспитанников. Знакомство с видео материалами и «репортажами» о мероприятиях является эффективным средством, а сами выпуски – материалом для оценки качества образования в детском саду родителями наших воспитанников.

Новый выпуск «Детские новости» выходит утром каждого понедельника. Выпуск имеет узнаваемую музыкальную заставку. Новости отражают события, предыдущей недели.

Дети утром с удовольствием идут в садик, на входе их встречает веселая музыка, знакомые лица на экране, и яркие события предыдущей недели. Новости на экране создают атмосферу радости, общности и интересной жизни в детском саду, настраивают ребят на успех и позитив.

Дети смотрят новости вместе с родителями, обмениваются впечатлениями о прошедших мероприятиях, у них есть общая тема для разговора, родитель становится сопричастным к жизни ребенка в детском саду.

Для детей, которые участвуют в проекте как репортеры и ведущие, это, безусловно, значимый опыт речевого диалога на публику, поведения на камеру, умения выдержать в повествовании линию событий, подобрать правильные слова, составить грамотно предложения.

Детские новости – это органичная часть образовательной программы ДОУ.

Эффективное использование технических возможностей современности – целое направление в работе образовательной организации.

Проект «Мультстудия» и «Детские новости» успешно решает задачи внедрение ИКТ в систему образования детского сада.

Создание и реализация творческих проектов отвечает основным требование ФГОС ДО:

• деятельный подход и партнерский стиль отношений при взаимодействии взрослого с ребенком-дошкольником;

• интеграция образовательных областей: социально-коммуникативного развития, речевого развития, познавательного развития;

• открытость образовательного процесса для семей воспитанников;

• использование ИКТ в образовательном процессе.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта,  через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих  способностей детей в процессе исследовательской деятельности.